Анатомия

Создан: 2013-11-19       Обновлён: 0000-00-00

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
Вклад Абу Али Ибн Сины (Авиценны) в анатомию
Ибн Сина (Авиценна) об остеологии

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

Ибн Сина (Авиценна) об остеологии
Ибн Сина (Авиценна) о черепе
Ибн Сина (Авиценна) о костях лицевого черепа
Ибн Сина (Авиценна) о позвоночнике
Ибн Сина (Авиценна) о рёбрах
Ибн Сина (Авиценна) о мечевидном отростке грудины
Ибн Сина (Авиценна) о костях плеча и предплечья
Ибн Сина (Авиценна) о костях таза
Ибн Сина (Авиценна) о бедренной кости




"Исторические заслуги судятся не по тому,
чего не дали исторические деятели
сравнительно со современными требованиями, а по тому,
что они дали нового сравнительно с своими предшественниками"


Великий сын Востока Абу Али Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдуллах Ибн Сина, Авиценна) (980 (Афшана) – 1037 (Хамадан) гг.) вошёл в историю как "Аш-шейх ар-райс" (глава, наставник учёных и врачей). Низами Арузи Самарканди (XII в.) величает его почётным титулом "Доказательство Истины" ("Худжжат ал-хакк") и мудрецом Востока.
Написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Заслуженно стоит в одном ряду с Гиппократом (460 – 377 гг. до н. э.), Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.), Галеном (130 – около 200 гг. н. э.), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Андреем Везалием (1514 – 1564).
Ибн Сина (Авиценна) был подлинным энциклопедистом "эпохи восточного возрождения" (М. М. Хайруллаев, 1967). Особенно глубокий след он оставил в области философии н медицины.
В. Н. Терновский (1961) подчёркивает, что труды Ибн Сины (Авиценна) – богатейший источник творческой мысли, и ученые должны полнее и детальнее изучать "Канон врачебной науки" наряду с прогрессивным научным наследием ученых всех времен и народов.
Изучению эпохи, жизнедеятельности и научного наследия этого выдающегося мыслителя посвящены много научных работ.
Много сделал Ибн Сина (Авиценна) и для развития анатомической науки. Он пишет, что "органы и их полезные функции врач "должен исследовать при помощи внешних чувств и рассечения" (Кн.1, стр.8), подчеркивая необходимость изучения анатомии для врачевания (Кн. I, стр. 220, 223, 437; Кн. III, т. 2, стр. 309).
"...анатомия, являющаяся основой медицины, занимает в "Каноне" значительное место" (В. Н. Терновский, 1961), поэтому труды Ибн Сины (Авиценна) высоко ценили и на них часто ссылались выдающиеся анатомы своего времени Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.
М. Н. Халкузиев с сотрудниками (1961) анализировал данные об аппарате движения и общие вопросы сосудистой системы в "Каноне" Ибн Сины (Авиценна), одновременно сравнивая эти данные с анатомическими трудами его предшественников.
В. Г. Ахвледиани (1966) изучал анатомию речевых органов по "Фонетическому трактату Авиценны".
Анатомические вопросы в "Каноне" затронуты в работах многих ученых попутно, в связи с разбором заболеваний определенных органов или систем (В. Н. Терновский, 1937, 1961; П. М. Факторович, 1941; Л. А. Аляви, 1952, 1957; Б. Д. Петров, 1954; Б. Л. Гуртовой, 1955, 1.956, 1957; 3. X. Икрамов, 1957; Я. П. Поперека, 1957; Я. А. Рахимов, 1957; Ю. С. Арзуметов, 1964; Г. В. Архангельский, 1965; В. К. Джумаев, 1965, 1966; М. Максудов, 1966 и др.).
Одни авторы (А. Ю. Якубовский, 1953; X. Г. Гафуров, 1954; В. Н. Бехтерева, 1958; С. Н. Григорян, 1960; В. Н. Тонков, 1962; В. Г. Ахвледиани, 1966) полагают, что все вопросы анатомии достаточно научно им изложены, другие – стоят на прямо противоположных позициях. Так, редакторы третьего советского издания "Руководство по описательной анатомии человека" Д. Н. Зернова (1939) в главе "Основные моменты из истории анатомии" подчеркивают, что Ибн Сина (Авиценна) ничего нового по сравнению со своими предшественниками (Гиппократ, Гален) не внес в анатомическую науку.
В недавно вышедшем учебнике "Анатомия человека" (М. Г. Привес, Н. К. Лысенко, В. И. Бушкович, 1968) также говорится, что в "Каноне медицины" содержатся значительные анатомо-физиологические данные, которые Ибн Сина (Авиценна) заимствовал у Гиппократа, Аристотеля и Галена, добавив к ним собственные представления о том, что организм человека управляется четырьмя органами (сердце, мозг, печень и яичко) и оригинальные данные о строении глаза (по В. Н. Терновскому).
Встречаются отдельные неточности в оценке анатомического наследия Ибн Сины (Авиценна) и в отдельных исследованиях (3. X. Икрамов, 1957; М. А. Тикотин, 1957; Г. В. Архангельский, 1965 и др.).
Б. Д. Петров в предисловии к монографии В. К. Джумаева "Хирургия Абу Али Ибн Сины (Авиценна) и её исторические истоки" (1965) пишет: "...следует пожелать, чтобы и другие разделы "Канона" были также тщательно и глубоко изучены. Выдающийся медик Востока сыграл такую большую роль в истории медицины, что можно только приветствовать каждую попытку выявить во всей полноте его заслуги и значение".
Исходя из вышеизложенного, мы поставили своей задачей показать, что нового и прогрессивного для того времени дал анатомии человека Ибн Сина (Авиценна) в своих основных произведениях ("Канон врачебной науки"; "Фонетический трактат Авиценны"; "Данишнаме"; О душе. Фрагмент из "Книги спасения"; О растительной душе, о чувственном восприятии и об органах, коими пользуется душа. Фрагмент из "Книги исцеления").
При этом мы рассматриваем эти принадлежащие ему данные в каждом разделе анатомии (остеология, синдесмология; миология, спланхнология, ангиология, нервная система, анализаторы).

Ибн Сина (Авиценна) об остеологии

Данный раздел состоит из 30 параграфов (Кн. I, стр. 45 – 72) и в нём отмечаются три функции костного скелета:

  • Опорная
  • Защитная
  • Двигательная

Согласно современной точке зрения, скелету приписываются те же самые три функции (В. Н. Тонков, 1962; М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович, 1968). По строению и форме кости различаются:

  • Сплошные
  • Трубчатые
  • Сесамовидные

"Сплошные" (т. е. плоские) кости "нужны только для поддержки и для защиты", а трубчатые, в основном, для двигательных функций. О роли и месторасположении сесамовидных костей он пишет: "Промежутки в сочленениях заполнены для большей крепости маленькими косточками, носящими название сесамовидных". Это высказывание ценно потому, что в то время было распространено. Подробно описана "лямбовидная" (подъязычная) кость.

В черепе он различает:

  • переднюю стенку – лобную кость
  • заднюю – затылочную кость
  • крышу – теменную кость
  • основание – клиновидную кость
  • боковые стенки – височные кости

Последние, вследствие своей твёрдости, называются "камешками" (каменистыми) и в них "находятся уши" (орган слуха). Описаны шиловидные ("игольчатые" или "стреловидные") отростки, яремное отверстие, крыловидные отростки.

Многие кости лицевого черепа описываются им как кости верхней челюсти, по-видимому, относя к ним:

  • скуловую кость
  • слёзную кость
  • нёбную кость
  • верхнюю челюсть
  • глазничную пластинку решетчатой кости
  • а также, как и Гален, os intermaxillare, которая встречается в норме у животных (Л. Везалий, т. I, стр.145).

Ибн Сина (Авиценна) даёт носовые кости отдельно, в то время как Везалий (т. I, стр. 142) описывает их в составе костей "верхней челюсти".
Под словом "скула" подразумевается скуловая кость, а "ярмом" он называет, как Везалий (т. I, стр. 122), скуловую дугу.

Правильно определил топографию решетчатой кости, описывая из её частей:

  • продырявленную пластинку (возможно, рассматривая ее как всю решетчатую кость);
  • глазничную пластинку (в составе костей "верхней челюсти");

Позвоночник считается "основой" скелета и выполняет защитную и двигательную функции. При этом различаются 7 шейных, 12 грудных, 5 Поясничных, крестцовые и копчиковые позвонки.
Сначала он описывает общие, потом отличительные признаки позвонков.

  • Остистые отростки названы "иглами" или "щипами".
  • Поперечные отростки названы "крыльями".
  • Верхние суставные отростки называются "направленными кверху".
  • Нижние "направленными книзу". Их также называют "сочленяющими отростками"

Правильно дано образование межпозвонковых отверстий с одновременным указанием, что через них проходят СОСУДЫ и нервы.
Как утверждает Везалий (т. I, стр. 258, 261), Галеном описана копчиковая кость обезьян и собак, косточки которых по строению очень похожи на поясничные позвонки. Ибн Синой (Авиценна) же копчик описывается как соединение трёх хрящевидных позвонков, не имеющих отростков, что более соответствует строению копчиковой кости у человека.
Ибн Сина (Авиценна) различает у человека 12 пар рёбер, тогда как Аристотель – только 8 пар (А. Везалий, т. I, стр. 273).
Таким образом, ещё до Леонардо да Винчи, которому, ставится в заслугу (М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович, 1968) как атеисту то, что он вопреки религиозным представлениям о происхождении Евы из рёбра Адама, твёрдо го-ворил о наличии у мужчин 12-ти пар рёбер, именно Ибн Сина (Авиценна) это количество рёбер определил у женщин и у мужчин.
7 верхних рёбер называются "рёбрами груди", остальные 5 "ложными" рёбрами. В каждом ребре различаются костная и хрящевая части, позвоночный и грудинный концы, головка и бугорок.

Мечевидный отросток грудины назван "кинжаловидным".
8 ключице правильно определена её форма (изогнутая) и топография ("расположенная по обе стороны верхней части грудины"). При этом он правильно отмечает, что "ключица имеется среди всех животных только у человека", что подтверждается также высказываниями А. И. Акаевского (1962).
В лопатке описывает суставную впадину, подлопаточную яму, ость лопатки (назван "глазом лопатки"), "два отростка" (акромион и клювовидный). Последний называется "проткнутым" отростком или "вороньим клювом".

Кости плеча и предплечья описаны довольно подробно. Форму костей предплечья связывает с их функцией: "Верхнее "огниво" (лучевая кость) искривлено... Полезность этого – в хорошей приспособленности к вращательным движениям. А нижнее "огниво" (локтевая кость) – прямое, так как (такая форма) более подходит для разгибания и сгибания". К такому выводу приходит и Везалий (т. I, стр.334), сравнивая строение костей предплечья у человека и у животных.
Кости запястья определяет точно: их семь и одна добавочная (гороховидная кость), они расположены в два ряда.

Описания нижней челюсти, крестца, грудины, костей пясти и пальцев кисти одинаковы с таковыми у Галена (А. Везалий, т. I, стр. 148, 255–256, 279, 354).

Костей таза даётся две (парные), различая в каждой следующие части:

  • "подвздошная кость" ("харкафа");
  • "лобковая кость" ("ракаба");
  • "седалищная кость";
  • "шкатулка бедра" или "сертлуга" (вертлужная впадина);

При этом мы считаем, что правильное определение названия "седалищная кость" (в соответствии с современным понятием) принадлежит Ибн Сине (Авиценна). Так, до него термином "седалище" Руф обозначал тазобедренный сустав, Поллукс – выпуклость седалищной кости, Гиппократ – бедренную кость (П. И. Карузин, 1928), Везалий же седалищную кость определяет как "тазовая" (т. I, стр. 377).

Бедренную кость определяет как самую большую кость в теле, что является характерным для человека, так как «почти у всех четвероногих она уступает в длине большеберцовой и малоберцовой костям» (А. Везалий, т. I, стр. 391).

Большеберцовая и малоберцовая кости названы "большой тростью" и "малой тростью".

Ибн Сина (Авиценна), как и Везалий (т. I, стр. 437), в стопе определяет 26 костей. Вряд ли можно считать точным мнение Д. А. Жданова, который в своей монографии "Леонардо да Винчи анатом" (1955) ставит в заслугу ему то, что он установил в стопе 25 костей, "не боясь противоречия с Ибн Синой (Авиценна) и Галеном, счи-тавшими в стопе 26 костей", а также М. А. Тикотина (1957), который считает, что "при установлении общего числа костей стопы Леонардо, основываясь на личных наблюдениях, обнаружил ошибку Авиценны: учитывая 2 сесамовидные косточки в области пястно-фалангового сочленения большого пальца, он определил число костей ступни равным 27". К сожалению, признать этой заслуги за великим итальянцем нет оснований. Количество костей в стопе действительно составляет не 25, а 26 (кости предплюсны – 7; плюсны – 5; пальцев – 14). Что же касается Галена, то он определил количество костей в стопе не 26, а 27 и на эту ошибку указывает Везалий в своем трактате (т. I, стр. 437).
Таким образом, правильное количество костей в стопе человека впервые установил именно Ибн Сина (Авиценна).




число просмотров Просмотров: 18465       Голосов: 22       Рейтинг: рейтинг     


  1 2 3 4 5    







Облако тегов

См. также:

777

5 последних добавленных тем по разделу "Анатомия"

5 последних добавленных тем

5 последних добавленных книг

5



  (0):

  •  
     

    :

, , .



 














(*)
 






-


?

 

?










Наверх
Вниз