Анатомия

Абу Али Ибн Сино (Авиценна)
Вклад Абу Али Ибн Сины (Авиценны) в анатомию
Ибн Сина (Авиценна) о нервной системе, органах чувств (глаза, ухи). Выводы о вкладе Ибн Сины (Авиценны) в анатомию

Ибн Сина (Авиценна) о нервной системе
Ибн Сина (Авиценна) о мозге и его оболочке
Ибн Сина (Авиценна) о спинном мозге
Ибн Сина (Авиценна) о нервной системе, органах чувств (глаза, ухи) Ибн Сина (Авиценна) о сосцевидных отростках
Ибн Сина (Авиценна) о гипофизе
Ибн Сина (Авиценна) о твёрдом и мягком мозговых оболочках
Ибн Сина (Авиценна) "О нервах"
Ибн Сина (Авиценна) о черепномозговых нервах
Ибн Сина (Авиценна) о первой паре ЧМН (зрительный нерв)
Ибн Сина (Авиценна) о второй паре ЧМН (глазодвигательные нервы)
Ибн Сина (Авиценна) о третей паре ЧМН (ветви тройничного нерва)
Ибн Сина (Авиценна) о четвёртой паре ЧМН (ветви тройничного (верхнечелюстного) нерва)
Ибн Сина (Авиценна) о пятой паре ЧМН
Ибн Сина (Авиценна) о шестой паре ЧМН
Ибн Сина (Авиценна) о седьмой паре ЧМН (подъязычные нервы)
Ибн Сина (Авиценна) о спинномозговых нервах

Ибн Сина (Авиценна) об органах чувств

Ибн Сина (Авиценна) о глазе
Ибн Сина (Авиценна) о глазном яблоке
Ибн Сина (Авиценна) о вспомогательных аппаратах глаза
Ибн Сина (Авиценна) о мышцах глаза

Ибн Сина (Авиценна) об ухе
Ибн Сина (Авиценна) о слуховом нерве

Выводы о вкладе Ибн Сины (Авиценны) в анатомию

Ибн Сина (Авиценна) о нервной системе

Мозг и его оболочки (Кн. III, т. I, стр. 12–16). Различается две симметричные половины (полушарий) головного мозга.

Спинной мозг Ибн Сина (Авиценна), как и Гален (В. Н. Терновский, 1966), считает продолжением головного мозга. То же самое утверждает и Везалий (т. 2, стр. 188, 191, 246). И в структуре спинного мозга также отмечаются две симметричные части. "Знай, что спинной мозг подобен головному мозгу и тоже делится на две части, хотя зрение не различает этого; да и как могло быть иначе, раз он тоже растет из обеих половин головного мозга" (Кн. Ill, т. I, стр. 178). Следовательно, В. К. Джумаев и М. Максудов (1966) неправы, полагая, что "здесь речь идет о сером и белом мозговом веществе".
Под названием "сосцевидные отростки" описаны обонятельные тракты (с луковицей). Строение и топография их даются точно. Они расположены "в передней части мозга" (Кн. III, т. 2, стр. 12, 321), "немного уступают мозгу по мягкости, но не достигают твердости нервов" (Кн. III, т. I, стр. 321), "тянутся из двух передних (т. е. боковых) желудочков мозга", и под этими телами расположено "решето" (продырявленная пластинка решетчатой кости) (Кн. III, т. I, стр. 321). Г. В. Архангельский (1965) же считает, что здесь описаны сосцевидные тела.
Ибн Сина (Авиценна) правильно определяет, что "сосцевидные отростки" осуществляют обонятельную функцию. Спустя около 500 лет, на такой точке зрения стоял Везалий, за что его критиковал Сильвий, защищая устаревшее "мнение Галена о наличии органа обоняния в передних желудочках мозга" (по В. Н. Терновскому, 1965). А некоторые современники Везалия даже "устанавливают органом обоняния некоторые верхушки извилин и завитков мозга" в области его лобной доли и называют их "сосцевидными отростками" (А. Везалий, т. 2, стр. 205). Таким образом, Ибн Сина (Авиценна) до Везалия открыл истинное значение обонятельного тракта.

Гипофиз описывается как "железа, подобная шару, сдавленному с двух противоположных сторон". Указывается, что гипофиз связан с "воронкой" и точно определяет его топографию.
Можно допустить, что вторая железа, описанная Ибн Синой (Авиценна) в форме "сосновой шишки", является эпифизом. Везалий тоже эпифиз описывает как железу, сходную "с сосновой шишкой" (т. 2, стр. 164) и указывает, что эпифиз греками назван "конусовидной или шишковидной железой" (там же, стр.818). Все это явно противоречит мнению Г. В. Архангельского (1965), согласно которому Ибн Сина (Авиценна) описывает гипофиз как железу, имеющую форму сосновой шишки.

Ибн Сина (Авиценна) различает следующие желудочки головного мозга:

  • парные передние (боковые)
  • средний (третий)
  • задний (четвёртый) желудочки, которые сообщаются между собой

И по данному вопросу в литературе имеется ошибочное мнение, а именно, что он описывает "в мозге три желудочка – два боковых и между ними задний" (В. К. Джумаев и М. Максудов, 1966). Оно объясняется, очевидно, тем, что Ибн Сина (Авиценна) рассматривает боковые желудочки как парные. "В мозгу расположены продольно три желудочка". "Эта парность более явно видима в одном лишь переднем желудочке", "каждой из двух долей переднего желудочка", "оба передние желудочка мозга", "из двух передних желудочков мозга" (Кн. III, т. I, стр. 321).
Таким образом, первым представил парные боковые желудочки не Леонардо да Винчи, как писал Д. А. Жданов (1955), а Ибн Сина (Авиценна).

Ибн Сина (Авиценна) различал "твёрдую" и "тонкую" (мягкую) мозговые оболочки, а между ними щелевидное пространство.
Им описаны также отростки ("складки" или "изгибы") твёрдой оболочки (большой серповидный отросток, палатка мозжечка, диафрагма турецкого седла), синусы.

"О нервах" (Кн. I, стр. 99–108). Основной функцией нервного волокна считается проведение "ощущения и движения". Он различает чувствительные, двигательные и смешанные нервы, тогда как Везалий (т. 2, стр. 194) чётко не дифференцирует чувствительные и двигательные нервы.

Области иннервации черепномозговых ("органы головы, лица и внутренней части тела") и спинномозговых нервов (туловища и конечностей) в "Каноне", в основном, определены правильно.
Ибн Сина (Авиценна), как и Гален (А. Везалий, т. 2, стр. 204), разли-чает семь пар черепномозговых нервов. Он, следуя за Герофилем, Марином, Галеном (А. Везалий, т. 2, стр. 208) не включает в состав черепномозговых нервов обонятельный, считая его выступом головного мозга. Поэтому, мнение 3. X. Икрамова (1957) о том, что по Ибн Сине (Авиценна) "первая пара – обонятельные нервы", ошибочно.

Первой парой является зрительный нерв, у которого отмечается перекрест ("они сходятся, пересекаясь крестообразно"), в то время как Гален описывает его лишь как соприкосновение нервов (В. Н. Терновский, 1966).

Вторая пара суммарно рассматривается как глазодвигательные нервы (глазодвигательный, блоковидный, отводящий). Эта пара "разделяется в мышце глазного яблока" (то же самое пишет об этой паре и Везалий – т. 2, стр. 213).

К третьей паре он относит многие ветви тройничного нерва, правильно определяя, что они иннервируют кожу лба и лица, зубы, слизистую оболочку рта, носа, языка и жевательные мышцы. В составе этой пары дается и симпатический ствол. Мы не можем согласиться с 3. X. Икрамовым (1957), который утверждает, что "третья пара – для движения нижней челюсти". В действительности третья пара, по Ибн Сине (Авиценна), в основном чувствительная, а в меньшей степени двигательная, что является правильным.

Четвёртой парой считаются ветви тройничного (верхнечелюстного) нерва, идущие к слизистой оболочке мягкого и твёрдого неба (такое же описание даёт об этой паре и Везалий – т. 2, стр. 217).

Пятая пара делится на две части:

  • Первая часть "направляется к (слизистой) оболочке, выстилающей внутреннюю (барабанную) полость уха и полностью в ней расходится, и ею (осуществляется) чувство слуха". Она соответствует слуховому нерву.
  • Вторая часть (мы допускаем, что это лицевой нерв) "меньше первой" (части), "выходит из отверстия, пробитого в каменистой кости" и разветвляется, в основном, в мышцах лица.

Таким образом, взгляд Ибн Сины (Авиценна) на пятую пару противоречит утверждению 3. X. Икрамова (1957), согласно которому тот рассматривал пятую пару только как слуховой нерв.

К шестой паре Ибн Сина (Авиценна) относит три нерва:

  • языкоглоточный
  • блуждающий
  • добавочный нервы

И в основном, правильно определяет области распространения каждого из них. 3. X. Икрамов (1957) же и здесь допускает неточность, считая, что по Ибн Сине (Авиценна), шестая пара иннервирует только мышцы глотки и корень языка. Иначе говоря, одну из (трех) частей 3. X. Икрамов рассматривает, в противовес Ибн Сине (Авиценна), как целое.

Седьмой парой считал подъязычные нервы, которые начинаются у общей границы между головным и спинным мозгом. Большая часть её уходит, разветвляясь в мышцах, движущих язык, остальная часть – к мышцам подъязычной кости.

Спинномозговые нервы, соответственно отделам позвоночника, делятся на:

  • шейные (8 пар, Везалий же различал 7 пар)
  • грудные, поясничные (5 пар)
  • крестцовые
  • копчиковые

Довольно точно представлял их сегментарное распределение. Мы полагаем, что количество спинномозговых нервов грудного, крестцового, копчикового отделов соответствует количеству позвонков. CI выходит через отверстие между атлантом и затылочной костью, последний копчиковый нерв отходит на уровне конца копчика, а остальные спинномозговые нервы выходят через межпозвонковые отверстия. Если иметь в виду, что количество позвонков, по Ибн Сине (Авиценна), равняется 30, тогда количество спинномозговых нервов составляет у него 31 пару.
К. М. Быков, в докладе "Развитие идей И. П. Павлова" (1950), указал, что "уже давно поэты, психологи, философы нащупывали механизмы мозговой деятельности". Среди них почетное место занимает Ибн Сина (Авиценна). Об этом, в частности, свидетельствует Низами Арузи Самарканди (XII в.). Вот некоторые выводы, сделанные Ибн Синой (Авиценна): "Врач не должен забывать, что организм поддается воспитанию" (по ф. Р. Бородулину, 1961). "Естество послушно внушениям души" (Кн. III, т. 1, стр. 139). "Есть больной, которого можно лечить словом" (по Ф. Р. Бородулипу, 1961), ибо "слово – полководец человечьей силы" (В. В. Маяковский).

Ибн Сина (Авиценна) об органах чувств

Ибн Сина (Авиценна) о глазе
(Кн. III, т. I, стр. 213–215)

Довольно подробно описано не только глазное яблоко, но также вспомогательные аппараты глаза:

  • мышцы
  • веки
  • ресницы
  • слезный мешок
  • слезно-носовой канал
  • соединительно-тканные образования
  • нервы
  • сосуды

В глазном яблоке он различает:

  • Оболочки:
    • Самой внутренней считается средняя оболочка, которая названа "тонкой оболочкой";
      • передняя часть называется "виноградной" (радужной);
      • задняя часть "сосудистой оболочкой" (собственно сосудистой);
    • В фиброзной оболочке правильно отмечает её две части:
      • передняя часть "имеет цвет куска рога, утонченного путём опиливания и шабрения, и от того называется "роговицей";
      • задняя часть "твёрдой" или "толстой оболочкой" (белочная оболочка);
    • Теноновую капсулу с жировым телом орбиты описывает как третью оболочку;
  • "Влагу, которая находится в глазном яблоке", т. ё. ядро:
    • "леденистая" влага, т. е. хрусталик;
    • стекловидное тело;
    • "белковичная" (водянистая) влага глаза;

Ибн Сина (Авиценна) первый дал точное описание мышц глаза (В. Н. Терновский, 1937, 1961; Я. А. Рахимов, 1957; И. Г. Мардерштейн, 1962; Г. 3. Пицхелаури, 1968). Мышца, поднимающая верхнее веко, впервые описана Ибн Синой (Авиценна) (П. М. Факторович, 1941). Глаз рассматривается в единстве со зрительным нервом и мозгом, т. е. как зрительный анализатор. Ибн Сина (Авиценна) далее пишет: "Конечное расширение зрительного нерва называется сетчатой оболочкой". Поэтому многие учёные (Б. Д. Петров, 1954; А. М. Богоутдинов, 1957; И. Г. Мардерштейн, 1962; М. Н. Болтаев, 1965; Г. 3. Пицхелаури, 1968; А. Субиран, 1959) справедливо признают за ним приоритет в том, что изображение дается сетчаткой, а не хрусталиком, как прежде считали медики.

Ибн Сина (Авиценна) об ухе
(Кн. III, т. I, стр. 295–296)

В ухе различаются следующие части:

  • "изогнутая раковина";
  • "винтообразный изогнутый канал", т. е. наружный слуховой проход, отмечая, что в конце он закрыт перепонкой, "протянутой на поверхности (канала)" (Фонетический трактат Авиценны, стр.03);
  • "внутренняя (барабанная) полость уха" (Кн. I, стр. 102);
  • "внутренний слуховой проход" (Кн. III, т. 1, стр. 314) или "проход нерва" (там же, стр. 313);

По Ибн Сине (Авиценна), воздушная волна раздражает окончания слухового нерва, которые разветвлены в слизистой оболочке барабанной полости, и раздражение по нерву воспринимается головным мозгом. Такая точка зрения в некоторой мере соответствует современным представлениям.

Выводы о вкладе Ибн Сины (Авиценны) в анатомию

  • Ибн Сина (Авиценна) правильно определяет основные функции костного скелета. Строение, форму костей связывает с их функцией, правильно трактуя их с научных атеистических позиций. Так, когда его современники приписывали сесамовидным костям мистическое, сверхестественное назначение, Ибн Сина (Авиценна) подходит к этому вопросу с единственно верной – научной точки зрения. В отдельных вопросах идет не только впереди Галена (количество костей стопы, описание копчика), но также и впереди Везалия (отдельные описания носовых костей, определение седалищных костей).
  • Ибн Сина (Авиценна) даёт в основном правильную классификацию сочленений, которая близка к современной. Ему были известны не только все основные элементы суставов (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная полость с имеющейся в ней синовиальной жидкостью, и суставная капсула), но и многие добавочные элементы (сесамовидные кости, внутрисуставные связки, внутрисуставные хрящи и т. д.). А в отдельных вопросах Ибн Сина (Авиценна) идет дальше своих предшественников (швы мозгового черепа, значение поперечной связки атланта и т. д.)
  • Ибн Сина (Авиценна) правильно подметил основной функциональный отличительный признак скелетной мускулатуры от гладкой: первой приписывает произвольные движения, второй – непроизвольные. Ибн Сина (Авиценна) рассматривает функцию мышечной системы близко к современным анатомам, отмечая в мышце следующие особенности: наличие фасции, способы при-крепления посредством сухожилий, сократительная способность мышц, иннервация и кровоснабжение их. Описание и трактовка некоторых мышц прогрессивнее не только по сравнению, с Галеном (собственные мышцы, губы, двубрюшная, надостная мышцы, межреберные мышцы, широчайшая мышца спины, короткие мышцы большого пальца руки, мышцы, «расположенные под пищеводом», начало прямой мышцы бедра), но и Везалия (трактовка межреберных мышц, описание разгибателя пальцев кисти).
  • Описание некоторых отделов пищеварительного аппарата у Ибн Сины (Авиценна) дано полнее и более правильно, по сравнению с его предшественниками (ротовая полость и глотка, пищевод, его изгибы, топография желудка, привратник, кишечник, селезенка, поджелудочная железа, брыжейка и т. д.) и последующими (Леонардо да Винчи, А. Везалий) анатомами (ротовая полость и глотка, определение слепой кишки, зуб мудрости, наличие вещества эмали в зубах и т. д.).
  • Описание анатомии (и физиологии) дыхательного аппарата Ибн Синой (Авиценна) прогрессивнее, по сравнению с его предшественниками (значение голосовых связок, анатомия и топография гортани, трахеи, легких). Он подробно описал анатомию наружного носа и функцию полости носа.
  • В освещении анатомии половых органов Ибн Сина (Авиценна) во многом идет не только впереди Галена (мышцы полового члена, девственная плева), но даже и Везалия (определение придатка яичка). Правильно определил мочеточник, точно описал его интрамуральную часть и введение катетера в мужскую уретру.
  • Ибн Сина (Авиценна) более точно определил топографию и расположение сердца с его серозной оболочкой. Правильно описал строение двустворчатого, трехстворчатого и аортального клапанов, точно определил роль клапанов.
  • В некоторых вопросах анатомии нервной системы Ибн Сина (Авиценна) вплотную подходит к А. Везалию, а в отдельных вопросах опережает его (в дифференцировке нервов по функции, о количестве шейных спинномозговых нервов).
  • Он правильно определил области иннервации черепномозговых ("органы головы, лица и внутренние части тела") и спинномозговых нервов (туловища и конечностей). Основной функцией нервного волокна Ибн Сина (Авиценна) считает проведение "ощущения и движения" и различает чувствительные, двигательные и смешанные нервы. Он гениально предугадал рефлекторную функцию нервной системы, являясь в этом отношении предшественником И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
  • Ибн Сине (Авиценна) принадлежит первое правильное описание анатомии не только глазного яблока, но и вспомогательных аппаратов глаза. Он, в отличие от своих предшественников, рассматривает глаз в единстве с зрительным нервом и мозгом, т. й. как зрительный анализатор. Впервые доказал, что изображение дается сетчаткой глаза, а не хрусталиком.
  • Анатомия органов человека у Ибн Сины (Авиценна) изложена в неразрывной связи с их функцией и научных, атеистических позиций, что дает основание считать его гениальным предшественником Андрея Везалия. Он придает анатомии глубокое прикладное значение.



Просмотров: 8620      






Облако тегов

Ибн Сина (Авиценна) о третей паре ЧМН (ветви тройничного нерва) Ибн Сина (Авиценна) о слуховом нерве Ибн Сина (Авиценна) "О нервах" Ибн Сина (Авиценна) о вспомогательных аппаратах глаза Ибн Сина (Авиценна) о мышцах глаза Ибн Сина (Авиценна) о сосцевидных отростках Ибн Сина (Авиценна) о черепномозговых нервах Ибн Сина (Авиценна) о мозге и его оболочке Ибн Сина (Авиценна) о спинном мозге Авиценна Ибн Сина (Авиценна) о первой паре ЧМН (зрительный нерв) Ибн Сина (Авиценна) о седьмой паре ЧМН (подъязычные нервы) Ибн Сина (Авиценна) о спинномозговых нервах Абу Али Ибн Сино Ибн Сина (Авиценна) о твёрдом и мягком мозговых оболочках Ибн Сина (Авиценна) о глазном яблоке вклад Абу Али Ибн Сины (Авиценны) в анатомию выводы о вкладе Ибн Сины (Авиценны) в анатомию Ибн Сина (Авиценна) об органах чувств (глаза; ухи) Ибн Сина (Авиценна) о второй паре ЧМН (глазодвигательные нервы) органах чувств (глаза; ухи) Ибн Сина (Авиценна) о шестой паре ЧМН Ибн Сина (Авиценна) о пятой паре ЧМН Ибн Сина (Авиценна) о нервной системе Ибн Сина (Авиценна) о четвёртой паре ЧМН (ветви тройничного (верхнечелюстного) нерва) Ибн Сина (Авиценна) о гипофизе

См. также:

777

5 последних добавленных тем по разделу "Анатомия"

5 последних добавленных тем

5 последних добавленных книг

5 последних добавленных картинок

Наверх
Вниз